понедельник, 25 июня 2012 г.

-Гибель буксирного парохода "Пожарский" 9.06.1948 г.-
________________________________________________________________________________

(основываясь на статье «Гибель «Пожарского» из газеты «Звезда Краснослободска» от 08.06.2012 г., автора Виктора Орлова, и на рассказах, услышанных в моей семье;




Июнь 1948 года. Советский Сталинград зализывает раны Войны, на Волге работает множество судов, основная масса которых занята перевозкой грузов для послевоенного строительства. Часть самоходных судов и барж получена по репарации из Германии и стран – союзников нацистского режима. Как и в довоенное время,  лесосплавной рейд находится на нижней оконечности о. Денежный, против завода «Красный Октябрь», откуда связанные плоты вереницами таскают буксиры. В наше время стали поговаривать, что избыток целлюлозы в водах Волги стал причиной сокращения численности рыб.  Но в те годы рыбы предостаточно, в частности и потому, что многие рыбаки не вернулись домой с войны. Центральная набережная почти очищена от остатков уничтоженных бомбами и снарядами пирсов,  и топливных хранилищ. У берега стоит транзитная пристань (дебаркадер) «Сталинград» к которой швартуются рейсовые пароходы, преимущественно двухпалубные колёсники довоенной постройки. Над панорамой города высятся всё больше кранов - скоро город приобретёт свой неповторимый, «открыточный» облик, складываемый из пешеходных зелёных зон и помпезных архитектурных ансамблей. Везде кипит работа. По новым улицам, зачастую распланированным с нуля  согласно утверждённого генплана, ездят грузовики и гужевые повозки. На городских стройках слышна немецкая речь  - трудовую повинность выполняют военнопленные поверженного Вермахта, к ним приставлены вооружённые красноармейцы.

Движение на Волге не прекращается и в ночное время, персонал порта работает и в ночную смену, среди них капитаны, мотористы, матросы, кассиры и диспетчера. Судовые мастерские находятся в затоне на левом берегу Волги, на берег затона выходят частные домовладения и узкие улочки города Краснослободск (в народе Красная Слобода), большая часть жителей которого своим бытом и работой связана с рекой и флотом.
  
 9 июня 1948 года выдался на редкость непогожим.  Над Волгой,  не вошедшей после сильного половодья в обычные границы, дует крепкий Юго-Восточный ветер, поднимая над берегами тучи песка, обнажая оброненные монеты  и часы, рыбьи скелеты и отполированные водой коряги, а так же следы ушедшей Великой Битвы в виде ржавых патронов и снарядов. По берегам в такие часы или сразу после установления погоды бродят местные пацаны и люди постарше, в надежде на удачную и интересную находку. 
 
Что такое девятибалльный шторм? Информация из доступных справочников: ветер 9 баллов классифицируется как шторм , скорость ветра 20,8—24,4 м/сек. Небольшие повреждения, ветер начинает разрушать крыши зданий и сдвигать с места плохо закреплённые предметы. Высокие волны (максимальная высота волн на реке от 2 до 3 м).

В это утро на переправе между Сталинградом и Краснослободском работает буксирный винтовой пароход (в некоторых источниках обозначается как баркас) «Пожарский», известный по сталинградским хроникам своими отважными действиями в работе переправ.
Как он выглядит?  На этот вопрос пока нет точного ответа, так как не известно, когда и по какому проекту он был построен и не найдено его фотографий.  Составлю схематичный «фоторобот». В отличии от широких колёсников, винтовой «Пожарский» заметно уже, с надстройкой, расположенной в средней части корпуса. За рубкой рулевого располагается высокая, чуть наклонённая в корму дымовая труба. Под палубой в носу и в корме расположены трюмы или помещения для команды. Корпус «Пожарского» выкрашен в чёрный цвет, надстройка серая или белая, на дымовой трубе красуется серп и молот, или красная звезда. Форштевень прямой, корпус седловатый... 

В 8:00 утра «Пожарский» отходит от диспетчерской Сталинграда, начиная трёхкилометровый переход до пристани Краснослободск.  Буксиром командует капитан Николай Иванович Ерёмин. Буксир принял на борт группу людей – отработавших в  ночную смену «слободских» и «критских». Их сравнительно немного. Переход на левый берег прошёл без особых проблем, однако капитан сделал в бортовом журнале запись: «При девятибалльном ветре выходить в рейс запрещаю». С «Пожарского» на слободскую пристань сошла и моя бабушка, Самоделова Антонина Фёдоровна. В те годы она работала в порту диспетчером, занимаясь расчётом потребления топлива буксирного флота. Бывало, она мне рассказывала, что по долгу службы знала наизусть расстояния до многочисленных волжских пристаней, куда могучие сталинградские буксиры таскали баржи и плоты. Самоделовы были из «критских», проживали в хуторе Бобров (в народе Крит). Прибытием на берег Краснослободска путь домой для «критских» не заканчивался. Через затон, на критский берег желающих перевозил лодочник на вёсельной лодке.
 
В затоне происходит смена команды – Николай Иванович Ерёмин передаёт смену своему второму помощнику по фамилии Машаров. За штурвалом буксира остался сын Николая Ерёмина – Александр, так как его сменщик не прибыл вовремя на работу, и вахту  он планировал сдать по возвращении в Сталинград. На буксир прибыл старший диспетчер Агеев, которому так же необходимо было попасть в диспетчерскую Сталинграда для принятия смены.
Краснослободская пристань «спрятана» в небольшой протоке, отделяющей остров Обливной и «сушу».  Идущее из Сталинграда судно, поворачивая влево заходит в узкое горло затона, и через пару сотен метров  делает правый поворот к пристани, огибая северную оконечность острова Обливной.
Спустя время, между Обливным и городом будет насыпана дамба, и краснослободскую пристань перенесут из узкой  протоки на правый берег бывшего острова Обливного.

На берег, где стоит пристань послевоенного Краснослободска, выходит улица Сталинская. Ежедневно отсюда отправляются сотни  людей, основная часть которых стремится попасть в Сталинград на работу, учёбу, по другим делам.  В девятом часу утра девятого июня среди стоящей тут толпы царит волнение, ведь трамвайчики «Рационализатор», «Вторая Пятилетка» и «Лиза Чайкина» не выходят в рейс из-за ограничения по ветру не более трёх баллов , но вернувшийся из Сталинграда «Пожарский» даёт людям надежду на то, что рейс состоится. Капитан Ерёмин, покидая судно, дал указание сыну проследить за журналом.

Видимо, испугавшись разноса от портового начальства за неявку работников порта, диспетчер Агеев даёт приказ команде «Пожарского» забрать на пристани Краснослободска людей, и отбыть в рейс. Машаров стал возражать, ссылаясь на письменный приказ капитана, но диспетчер приказ капитана отменил. Моя бабушка так же рассказывала, что люди на пристани уговаривали и молили капитана (помощника капитана, диспетчера) во что бы то ни стало отвезти их в Сталинград.
В девять утра на буксире приняли швартовы, и «Пожарский» с почти сотней (или более, чем сотней – точно не известно)  людей на борту, малым ходом пошёл на выход из затона. Люди переполнили кормовую и носовую каюты, негде ступить и на палубе.  Тем временем несколько критских ремесленников, стремящихся попасть в Краснослободск, понимают, что из-за непогоды не будет лодочника. Закрепив одежды ремнями на голове, они преодолевают несколько десятков метров неспокойной воды вплавь, направляясь к дому бакенщика Кузнецова. Он расположен у входа в Сталинградский затон. Впоследствии тут будет располагаться Краснослободская поисково-спасательная станция.   

«Пожарский» малым ходом пересекает Волгу. В корму и левый борт дует крепкий Юго-Восточный ветер, называемый речниками «низовка» или «маряна», волны качают сильно осевший в воду буксир, заливая привальные брусья. У транзитной пристани Сталинграда стоит пароход «Михаил Калинин».  С него не могут не видеть тяжёлую поступь перегруженного "Пожарского", который почти достигнув берега вдруг начал стремительно уходить под воду. Он затонул всего в 100 – 120 метрах от берега...

В статье «Гибель "Пожарского», опубликованной в газете «Звезда Краснослободска», Виктором Орловым со слов Александра Ерёмина приводится следующая информация. Судно, попавшее в особо сильный порыв ветра, испытывало сильную килевую качку, при этом нос уходил глубоко в воду, а винт обнажался, издавая характерный звук – визг. Механик запаниковал, и без команды Машарова  вдруг перевёл машину на средний ход, при этом буксир влез на гребень волны и провалился вниз. Идущая следом волна накрыла буксир, смывая за борт людей и заполняя внутренние помещения судна.  Это случилось в 9 часов 40 минут. Бабушка рассказывала, что перекрикивая шум ветра, над Волгой прокатился жуткий и пронзительный гудок тонущего «Пожарского»…


Оказавшихся в воде людей течением стало сносить под стоящий пароход «Михаил Калинин». Увы, команда «Михаила Калинина» не предприняла никаких действий по спасению гибнущих людей. С лесосплавного рейда шёл баркас «Рудка», но и его команда не пришла на помощь, сославшись на нехватку топлива. Проверка показала: топливо было. 
  
В этой жуткой трагедии погиб 91 человек. Часть пассажиров спаслась, добравшись до берега. Спаслись и второй помощник Машаров, диспетчер Агеев и рулевой Ерёмин. Чудом выжила и молодая беременная женщина по фамилии Осадчая, которая в момент трагедии находилась на палубе, над машинным отделением. Инстинктивно ухватившись за мешок с огурцами, она его не отпускала, пока волны не вынесли её на берег острова Голодный. В больнице она родила здоровую девочку. Александра Ерёмина нашли смертельно уставшим в устье реки Царица. Пришедший в больницу отец Александра первым делом поинтересовался о судьбе судового журнала.  Александр ответил, что журнал находится в ящике рундука. При первом спуске водолазами журнал был найден. Его подсушили, и он стал главной уликой на суде. Все виновные в смерти большого числа людей – диспетчер Агеев, руководящие составы парохода «Михаил Калинин» и баркаса «Рудка» были сурово наказаны.

«Пожарского» подняли через 3 дня. Он работал в Волгограде до 70-х годов.
Недавно, в архиве Волгоградской области, удалось узнать следующее. Возможно, "Пожарскому" после возвращения к работе имя не меняли. В списках флота за 1962 год фигурирует буксир под названием "Пожарский" (примечание автора). 

Другой участник этой истории - двухпалубный пассажирский пароход "Михаил Калинин" (бывший "Баян") прослужил на Волге ещё не один десяток лет. БАЯНЪ с 1921 г Михаил Калинин списан в 1981 году , служил туристической базой для работников НИИ “Волна”, затем был приобретен Волгоградским портом, где был затоплен в 1991 году (из Речной справочной книжки)

"Калинин" закончил свой век в Красноармейском затоне на юге Волгограда. Его поставили у берега Сарептского полуострова, несколько выше судоверфи. В местной газете была заметка, что "судно наполнили мазутом, после чего его притопили". В витрине универмага "Минск", располагавшегося в самом центре Волгограда до 1990-х годов, выставлялся стенд на тему экологических проблем города. На нём среди других была и чёрно белая фотография лежащего на отмели парохода, накренившегося от берега, с просевшей местами надстройкой. В последующие годы с парохода были срезаны элементы надстройки и корпуса, расположенные над поверхностью воды. В настоящее время под водой осталось лежать днище, представляющее определённую опасность для судоходства, поэтому местоположение препятствия помечается вешками (брёвнами)...


"Михаил Калинин" на Волге (фото - Инфофлотфорум)


Виктор Орлов вспоминает, что его девятилетнего друга детства Витьку Маштакова  мать отшлёпала на берегу, прямо у пристани за то, что он заигрался в толпе, и они не успели на сесть на этот рейс. Потом она, потрясённая случившимся, рыдала прилюдно не стесняясь слёз.

А по Красной Слободе прокатилась песня народного автора:   
«Пожарского» вытащим с глубокого дна, и долго он будет работать… 

                                                                         Информацию собрал, и пересказал своими словами Виктор Коваль
_______________________________________________________________________________________

 Типичный волжский винтовой буксирный пароход довоенной постройки. Послевоенное фото (Речная справочная книжка)

                                                                                         
___//___

Комментариев нет:

Отправить комментарий