Последняя гавань "Волгограда"----------------------
Волгоград морское пассажирское судно с дизельэлектрической силовой установкой.
Проект 593, ЦКБ №17 (г. Ленинград)
О истории судов "Бакы"("Б. К. Баба-Заде") и "Волгоград" на сайте "Kruiznik.ru"
В серии было построено только два судна. Головным был д/э "Бакы". Особо примечательным было то, что Волгоградский ССЗ специализировался на строительстве морских и речных рыбопромысловых судов, а так же танкеров и паромов, и никогда до этого пассажирские суда не строил. И тут не рядовой заказ, а заказ на постройку уникальных судов, способных работать практически без ограничения по районам плавания.
Порт приписки (оба судна): Баку;
судовладелец (оба судна): "Каспнефтефлот";
Основные характеристики д/э "Волгоград":
Год постройки: 1963;
водоизмещение полное, т: 1875;
длинна, м: 82,4;
ширина, м: 13,9;
осадка, м: 3,6;
к-во и мощность дизельгенераторов, кВт: 4 х 1000;
к-во винтов: 2;
скорость: 16,5 узлов (30,5 км/ч);
пассажиров, чел: 600.
Головное судно "Бакы" на слипе Волгоградского ССЗ (фото Виталия Темнышова)
Головное судно "Бакы" перед передачей заказчику (фото Виталия Темнышова)
"Бакы" на ходовых испытаниях следует мимо маяка у входа в ВДСК. 1963 год (Фото Виталия Темнышова)
"Волгоград" на слипе Волгоградского ССЗ (фото Виталия Темнышова)
"Волгоград" на Каспии (автор фото неизвестен)
Опытовое судно "ОС-248" (бывший "Волгоград") в Астрахани (фото с ресурса airbase.ru)
Разделка судна в порту Волжский
Шаг 1
В 2009 году изучая карты Wikimapia мне приглянулся один объект. Напротив грузового порта Волжский у берега лежало притопленное судно, подписанное кем-то как "сухогруз". Я попытался навести справки, расспросив местных портовских аборигенов. Мне сначала сообщили, что это не сухогруз вовсе, а баржа, и по большей части порезанная. Со временем "баржа" превратилась в "плавбазу" или "рыбзавод". Очевидец рассказывал, как помнил "объект" ещё на плаву, что бывал в залах и кают-кампании, а когда судно отвели к дачному берегу для утилизации, то у "объекта" были замечены бронзовые винты. В августе 2009 года я снял объект с борта водолазного катера "Посейдон". Обратила на себя внимание оригинальная конструкция привального бруса, идущая по борту "пунктирной линией". Взволновавшее меня открытие заставило засесть за доступные мне речные справочники в поисках зацепки в чертежах и проекциях, пришлось потратить множество часов на поиски сведений на тематических сайтах и форумах. Однажды, на "Круизнике" мне попалась снабжённая фотографиями публикация про "Бакы" и "Волгоград". Ниточка потянулась...
В 2010 году подошёл к "объекту" на вёслах. На берегу крутились те же немногочисленные артельщики, стоял автокран на шасси "МАЗа". "Объект" был "привязан" к берегу лебёдкой. На оригиналах фото я разглядел орнамент обоев, которыми был оклеен лестничный марш между палубами.
Шаг 2
Настоящим тупиком стало отсутствие каких либо значительных сведений об облике судна, и путаница в показаниях свидетелей. По очертаниям корпуса можно было бы достаточно точно определить роль, какая отводилась судну по проекту: угловатые обводы могли бы говорить о стоечном и техническом предназначении, обтекаемые требовались для достижения больших скоростей на воде. При отсутствии фотографий целого "объекта", сгодился бы и его космоснимок. На безрыбье, как говорится... Сделать второй шаг помог Гугл. На ресурсе "Planet Earth" крайне полезной оказалась функция просмотра снимков за предыдущие годы.
5 сентября 2002 года. Интересное фото, снимающее многие вопросы. Хорошо видны обтекаемые обводы судна - стало быть это не "баржа" и не "насосная станция". Судно самоходное. Соотношение длинны и ширины намекает на скоростные характеристики. Обратите внимание на замер длинны. Почти 80 м! С учётом невидимости носа и погрешности "линейки", замер подтверждает длину, указанную в характеристиках проекта.
Тот же снимок. Замер ширины показал значение, около проектного.
Август 2009-го. Судно продолжают резать, постепенно вытягивая корпус из воды мощной лебёдкой.
В ноябре 2012 года разделка продолжается. Осталось несколько метров носовой оконечности.
Заключение
1. По сведениям, первенец серии - д/э "Б. К. Баба Заде" был утилизирован на острове Наргин.
Это означало, что "Волгоград" следовало искать в другом месте;
2. По словам очевидцев, у судна в Волжском было 3 (или 2) бронзовых винта. Для плавучей очистной станции такой движитель - роскошь. Очевидно, что судно проектировалось под серьёзные скоростные показатели;
3. По снимкам из космоса видно, что судно в Волжском имело обтекаемые обводы корпуса. Это прямо намекает на заложенные в конструкцию высокие конструкционные скорости. Спутниковое фото от 2002 года подтверждает догадки;
4. Привальный брус судна в Волжском конструктивно соответствует тем, какие были на волгоградских дизель-электроходах. При всём этом, такая конструкция брусьев у других проектов судов не встречается;
5. Звучала информация, что судно прибыло в Волжский (своим ли ходом?) из Астрахани, и было некогда осетровой(?) рыборазделочной (рыбопромысловой) базой(???);
6. Длинна, ширина, пропорции судна в Волжском идентичны судам типа "Волгоград";
Предположим, судно списали и продали на слом на Каспии. Где находится ближайшее в РФ металлургическое предприятие с возможностью вторичной переработки металла? В Астрахани? Нет. В Волгограде! Думаю, списанное и проданное на слом судно отбуксировали в Волгоград, а точнее в город-спутник Волжский, где есть уютная и малолюдная бухта. Резать судно в низовьях Волги, и везти по ЖД или автотранспортом на металлургический завод было бы куда дороже, чем буксировка целого судна. Процесс утилизации мог растянуться на долгие годы по ряду причин, среди которых возможны многократная перепродажа, и (или) технические возможности владельца "металлолома". Финал уникального дизель-электрохода очевиден и печален: "Волгоград" отвели для окончательной разделки к дачному берегу Осадной Балки.
Знаки и цифры... Его последние части пускают на гвозди всего в 50 км. от родной судоверфи (приблизительное расстояние по воде), через полвека после спуска на воду в далёком 63-м.
___//___
Волгоград морское пассажирское судно с дизельэлектрической силовой установкой.
Проект 593, ЦКБ №17 (г. Ленинград)
О истории судов "Бакы"("Б. К. Баба-Заде") и "Волгоград" на сайте "Kruiznik.ru"
В серии было построено только два судна. Головным был д/э "Бакы". Особо примечательным было то, что Волгоградский ССЗ специализировался на строительстве морских и речных рыбопромысловых судов, а так же танкеров и паромов, и никогда до этого пассажирские суда не строил. И тут не рядовой заказ, а заказ на постройку уникальных судов, способных работать практически без ограничения по районам плавания.
Порт приписки (оба судна): Баку;
судовладелец (оба судна): "Каспнефтефлот";
Основные характеристики д/э "Волгоград":
Год постройки: 1963;
водоизмещение полное, т: 1875;
длинна, м: 82,4;
ширина, м: 13,9;
осадка, м: 3,6;
к-во и мощность дизельгенераторов, кВт: 4 х 1000;
к-во винтов: 2;
скорость: 16,5 узлов (30,5 км/ч);
пассажиров, чел: 600.
Головное судно "Бакы" на слипе Волгоградского ССЗ (фото Виталия Темнышова)
Головное судно "Бакы" перед передачей заказчику (фото Виталия Темнышова)
"Бакы" на ходовых испытаниях следует мимо маяка у входа в ВДСК. 1963 год (Фото Виталия Темнышова)
"Волгоград" на слипе Волгоградского ССЗ (фото Виталия Темнышова)
"Волгоград" на Каспии (автор фото неизвестен)
Опытовое судно "ОС-248" (бывший "Волгоград") в Астрахани (фото с ресурса airbase.ru)
Разделка судна в порту Волжский
Шаг 1
В 2009 году изучая карты Wikimapia мне приглянулся один объект. Напротив грузового порта Волжский у берега лежало притопленное судно, подписанное кем-то как "сухогруз". Я попытался навести справки, расспросив местных портовских аборигенов. Мне сначала сообщили, что это не сухогруз вовсе, а баржа, и по большей части порезанная. Со временем "баржа" превратилась в "плавбазу" или "рыбзавод". Очевидец рассказывал, как помнил "объект" ещё на плаву, что бывал в залах и кают-кампании, а когда судно отвели к дачному берегу для утилизации, то у "объекта" были замечены бронзовые винты. В августе 2009 года я снял объект с борта водолазного катера "Посейдон". Обратила на себя внимание оригинальная конструкция привального бруса, идущая по борту "пунктирной линией". Взволновавшее меня открытие заставило засесть за доступные мне речные справочники в поисках зацепки в чертежах и проекциях, пришлось потратить множество часов на поиски сведений на тематических сайтах и форумах. Однажды, на "Круизнике" мне попалась снабжённая фотографиями публикация про "Бакы" и "Волгоград". Ниточка потянулась...
В 2010 году подошёл к "объекту" на вёслах. На берегу крутились те же немногочисленные артельщики, стоял автокран на шасси "МАЗа". "Объект" был "привязан" к берегу лебёдкой. На оригиналах фото я разглядел орнамент обоев, которыми был оклеен лестничный марш между палубами.
Шаг 2
Настоящим тупиком стало отсутствие каких либо значительных сведений об облике судна, и путаница в показаниях свидетелей. По очертаниям корпуса можно было бы достаточно точно определить роль, какая отводилась судну по проекту: угловатые обводы могли бы говорить о стоечном и техническом предназначении, обтекаемые требовались для достижения больших скоростей на воде. При отсутствии фотографий целого "объекта", сгодился бы и его космоснимок. На безрыбье, как говорится... Сделать второй шаг помог Гугл. На ресурсе "Planet Earth" крайне полезной оказалась функция просмотра снимков за предыдущие годы.
5 сентября 2002 года. Интересное фото, снимающее многие вопросы. Хорошо видны обтекаемые обводы судна - стало быть это не "баржа" и не "насосная станция". Судно самоходное. Соотношение длинны и ширины намекает на скоростные характеристики. Обратите внимание на замер длинны. Почти 80 м! С учётом невидимости носа и погрешности "линейки", замер подтверждает длину, указанную в характеристиках проекта.
Тот же снимок. Замер ширины показал значение, около проектного.
Август 2009-го. Судно продолжают резать, постепенно вытягивая корпус из воды мощной лебёдкой.
В ноябре 2012 года разделка продолжается. Осталось несколько метров носовой оконечности.
Заключение
1. По сведениям, первенец серии - д/э "Б. К. Баба Заде" был утилизирован на острове Наргин.
Это означало, что "Волгоград" следовало искать в другом месте;
2. По словам очевидцев, у судна в Волжском было 3 (или 2) бронзовых винта. Для плавучей очистной станции такой движитель - роскошь. Очевидно, что судно проектировалось под серьёзные скоростные показатели;
3. По снимкам из космоса видно, что судно в Волжском имело обтекаемые обводы корпуса. Это прямо намекает на заложенные в конструкцию высокие конструкционные скорости. Спутниковое фото от 2002 года подтверждает догадки;
4. Привальный брус судна в Волжском конструктивно соответствует тем, какие были на волгоградских дизель-электроходах. При всём этом, такая конструкция брусьев у других проектов судов не встречается;
5. Звучала информация, что судно прибыло в Волжский (своим ли ходом?) из Астрахани, и было некогда осетровой(?) рыборазделочной (рыбопромысловой) базой(???);
6. Длинна, ширина, пропорции судна в Волжском идентичны судам типа "Волгоград";
Предположим, судно списали и продали на слом на Каспии. Где находится ближайшее в РФ металлургическое предприятие с возможностью вторичной переработки металла? В Астрахани? Нет. В Волгограде! Думаю, списанное и проданное на слом судно отбуксировали в Волгоград, а точнее в город-спутник Волжский, где есть уютная и малолюдная бухта. Резать судно в низовьях Волги, и везти по ЖД или автотранспортом на металлургический завод было бы куда дороже, чем буксировка целого судна. Процесс утилизации мог растянуться на долгие годы по ряду причин, среди которых возможны многократная перепродажа, и (или) технические возможности владельца "металлолома". Финал уникального дизель-электрохода очевиден и печален: "Волгоград" отвели для окончательной разделки к дачному берегу Осадной Балки.
Знаки и цифры... Его последние части пускают на гвозди всего в 50 км. от родной судоверфи (приблизительное расстояние по воде), через полвека после спуска на воду в далёком 63-м.
___//___
на самом деле это не "сухогруз",и не "плавбаза",и уж точно не "осетровый завод".Данное судно,а точнее-корабль я помню с 98-99х годов.Тогда то я узнал о нем как "бывший флагман Каспийской Военной флотилии "Волгоград"".В это время в Волжском грузовом районе появились два судна окрашенных в шаровый военно-морской цвет,ими оказались "Волгоград" и ПЖС-477 "Стремительный".477й пришел своим ходом,давая не плохой ход на нижней Волге,под управлением военных моряков ККФ.а "Волгоград"привели на буксире,именно в распил.Энергоустановка действительно дизель-электрическая(4 дизель-генератора,2 ГГЭДа)и система соответственно-двухвальная.с "Волгоградом" я познакомился когда у него уже была срезана верхняя палуба с надстройкой,остался лишь корпус с МКО и отделением ГГЭДов.в те годы к осени ОС отбуксировали от причальной стенки на противоположный дачный берег,корпус был срезан уже по ЭВЛ,силовые агрегаты уже демонтированы.Осенними штормами захлестнуло воду в МКО и "Волгоград"стал ложиться на левый борт,зачерпнув воду осел на грунт.Ошвартован на берегу был к железо-бетонным тумбам,свободно установленным на берегу.За штормовую ночь тумбы сдвинулись метров на3-5 к линии берега.Была попытка поднять останки корабля самоходным плавкраном "Могучий",но безрезультатно.Так заканчивал свою жизнь ОС"Волгоград",бывший флагман Каспийской флотилии.
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное за развернутое пояснение. Ваш комментарий подвел черту под расследованием. Жаль, что пока не удалось найти ни одной фотографии из Осадной балки с "Волгоградом". Интересует период до 2009 года. По поводу ПЖС-477. В порту болтался корпус какого-то пожарника. Вы имели ввиду проект 364? http://fleetphoto.ru/projects/153/ (скопируйте ссылку, и вставьте ее в адресную строку браузера).
ОтветитьУдалитьДА это был пожарный теплоход пр.364, 477"Стремительный".Прибыл как и ОС "Волгоград" из Астрахани,только своим ходом.На перегоне я участия не принимал,но капитан говорил,когда гнали военно-морским экипажем он давал 30 км/ч.Такая скорость хода обеспечивалась двумя бортовыми винтами,приводимыми в движение от М-50.Что интересно на реверс он подключали 2 ДПжН-14 выдающие Q-1000м3/час и h-100м.А центральная линия приводилась от 6ЧСПН23/30.Но этого я не успел увидеть.Я познокомился с "Волгоградом" и "Стремительным" в 98-м году когда их уже перегнали в Волжский.По началу онт стояли в грузовом районе волжского порта,пока не порезали и не утопили "Волгоград".Затем 477-й отбуксировали к 4-у посту БТОф Волжского,возле которого бывший пожарный Краснознамённой Каспийской Военной флотилии ожидал своей участи.В 90-х многие коммерсанты желали иметь свои прогулочный теплоход.С 477-м долго решали что сделать:-либо автоматизировать и отдать в аренду в МЧС;-либо провести полное переоборудование в прогулочный теплоход.Судовладелец остановился на втором варианте,но оставить одновальную систему с 6ЧСПН.И даже после решения на переоборудование "Стремительный",по большому счёту ожидал своей участи на распил.Что по истечению времени и произошло.За долгие мучительные годы ожидания своей судьбы "Стремительный"не однократно менял место базирования.Когда начали срезать надстройку и "вычищать" МКО его перевели на стенке за СКРУ,возле которой он простоял не один год,раздетый до корпуса.После чего его вернули к 4-му посту.Там он дождался своей кончины.И буквально в 2017 году я,с "дачного" берега Осадной балки заметил остатки корпуса,когда то бывшего ПЖК-477 "Стремительный".Так и не увидел вторую жизнь бывший военный моряк.Так же долгое время в районе 4-го поста простоял т/х"Союз"(Ярославец того же владельца.НО его судьба,после увольнения мне не известна.Еще малой информацией могу поделиться в вк Роман Жернаков
УдалитьЖаль что такие корабли по резали
ОтветитьУдалитьЕсть у кого фото ОС 248 вышлите
ОтветитьУдалитьЯ служил на ОС 248. 1992 .1994г
Удалить