воскресенье, 3 мая 2015 г.

"Совет" (пассажирский теплоход)
----------------------------------------------------
Порт припискиВолгоград (Сталинград);
судовладелец: "Управление по освоению и эксплуатации малых рек",
ОАО "Волгоградский речной порт" (ранее Сталинградский речной порт);
состояниеутилизирован на Краснослободском ССРЗ в 1989 году;
место постройкиСталинградские судоремонтные мастерские (Краснослободск);
год постройки1958;
место базирования: Волгоградский (Сталинградский) затон.


ДВЕ ЖИЗНИ ТЕПЛОХОДА "СОВЕТ"
«Совет» в памятные мне школьные годы работал на переправе между местной пристанью речного вокзала и пляжем Центрального района. Тогда же, в 1980-е,  любителей водных процедур вместе с ним возили более современные теплоходы типа «Москва». На «Совете» и мне удалось однажды переехать с пляжа в город, но многие детали и ощущения от этой поездки из памяти основательно стерлись. Хорошо запомнились гортанное клокотание выхлопных газов из-под ватерлинии по правому и левому бортам, вздернутый нос с якорями, необычное название на фальшборту. Бросалась в глаза схожесть с привычными трамвайчиками типа «Москвич», правда «Совет» был заметно крупнее. Тогда мне было невдомек, что «Совет» - уникальнейшее судно, не имеющее аналогов в СССР. Его построили в единственном экземпляре в Краснослободске, в «Сталинградских судоремонтных мастерских министерства речного транспорта» (СРМРТ). Среди урожденных в Красной Слободе понтонов, катеров, "лаптей" типа ПС и барж, «Совет» выглядит если не великаном, то в некоторой степени переростком. Это обстоятельство дает справедливый повод считать его флагманом краснослободского судостроения... В то время, когда бывшая Красная Слобода – без пяти минут окраина Волгограда, и от градообразующих предприятий остались лишь одни воспоминания, щекотливые мысли о «флагмане краснослободского судостроения» согревают душу. Все таки не каждый малый город может похвастать подобной историей. У «Совета» выяснилась непростая судьба, состоящая из периодов «до» и «после», фактически соединившая в себе историю двух разных судов. Первое судно – теплоход «Совет» дореволюционной постройки, пережившее войну, и к середине 1950-х годов пришедшее в негодность. После списания с самоходной работы, у старого «Совета» демонтировали надстройку и сделали из него «Дебаркадер №2». Коротал остаток своего века старый «Совет» в Сталзатоне, и вряд ли дожил до переименования Сталинграда в Волгоград.  Что значил для речных аборигенов теплоход с революционным именем «Совет»? Никаких легенд на этот счет у меня нет, но так или иначе, в 1958 году в уютной слободской гавани был построен и явлен миру новый «Совет». По некоторым документам постройка нового судна проходила как капитальный ремонт и модернизация старого - в СССР существовала практика капитальных ремонтов «с заменой корпуса». Возможно, в машинном отделении нового «Совета» продолжили свою жизнь вполне годные двигатели 3Д6, а может быть и что-то еще… «Совет» №2 списали и порезали в конце 1980-х, а часть надстройки с рулевой рубкой дожила до сих пор в одном из дачных обществ под Волгоградом…  

Теплоход "Совет" в Волгоградском затоне в 1973 году. Рядом с ним "Спутник", ВТ-124 и ВТ-223

Теплоход "Совет" напротив Центральной набережной. В кадре катамаран "Отдых" и дизель-электроход типа "Россия". 1965 год

Теплоход "Совет" на ходу, напротив Центральной набережной. Автор фото Валерий Мочалов. 1965 год

Рубка теплохода "Совет" на территории одного из дачных обществ Волгограда. Май 2015 года





------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Из архивных документов по старому "Совету":

1956 г. «Акт» председателя: старшего группового механика Сутугина П. Н.; членов: старшего инспектора речного регистра СССР товарища Харитонова В. Г., старшего инспектора судоходной инспекции товарища Емелина Н. И., капитана теплохода «Совет» Калашникова М. и механика теплохода «Совет» Зарайского. На основании приказа начальника управления товарища Макарова И. А. от 3 мая 1956 г. за №572:
Самоходное судно «Совет» Сталинградского управления находится на плаву. Регистровый № 5449. Судовое свидетельство № МР-181.
Длинна - 40,1 м; ширина - 6,84 м ( с обносами (привальными брусами – прим.) 7,15 м; высота борта - 1,98 м; высота габаритная - 6,0 м. Осадка порожнем - 0,58 м., в грузу - 0,9 м. Пассажировместимость - 250 чел. Высота надстройки - 2,7 м. Двигатели: 3Д6 – 2 штуки, 150 л. с. х 2 (300 л. с.) Год и место постройки – 1914, завод «Теплоход», г. Бор Нижегородской губернии. Балансовая стоимость на момент осмотра судна 386 313, 45 рублей.
Капитальные ремонты: в 1928 году – место КР неизвестно; в 1948 году – пристань Осташково (замена двигателей «Болиндер» на 3Д6).
Корпус: днище металлическое клепанное. Надстройка деревянная, в районе машинного отделения металлическая. Механизмы: рулевая машина - ручная, штуртросная;  якорная лебедка – ручная; пожарный насос – центробежный привод ГД; водоотливной насос – центробежный привод ГД; санитарный – от пожарного насоса и ручного насоса «Гард».
Судно в эксплуатации ограниченно годное. Состояние отдельных частей судна:
Состояние корпуса – запрещенное:
Обшивка- сплошная коррозия, местами насквозь; поперечный набор – сплошная коррозия;  продольный набор – коррозия до 50%; переборки – местами проржавели насквозь; фундаменты ГД – состояние неудовлетворительное, расшатаны; палуба – имеет «дублера» по всей площади.
Состояние надстройки – ветхое:
Надстройка и рубка – состояние неудовлетворительное, подвержены гниению (степень износа 68 %); внутренние помещения – состояние неудовлетворительное; фанера и дерево надстройки расслоены и подвержены гнили; диваны рейчатые, состояние неудовлетворительное; электропроводка – состояние удовлетворительное; трубопроводы имеют коррозию до 75 %, бруски до 68 %.
Стекла в иллюминаторах частично отсутствуют.  Состояние судовых устройств – неудовлетворительное. Гребные винты – удовлетворительное состояние. Дейдвудные втулки требуют замены.
Вывод комиссии: корпус теплохода «Совет» имеет коррозию по всейобшивке и набору до 68 %. Судно старой конструкции, и настоящим требованиям правил плавания не соответствует. Ремонт его нецелесообразен. Заключение комиссии: на основании вышеизложенного комиссия считает, что восстановительный ремонт судна устаревшей конструкции, с его многочисленными дефектами нецелесообразен. Судно подлежит списанию с баланса и разборке.

Обшивка и набор судна - в лом; надстройка судна – дрова на хознужды; двигатели 3Д6 – годны на 80% и подлежат ремонту; рулевая машина – годна на 60% и подлежит ремонту; трубопроводы – годны на 25% и подлежат сдаче в лом. 

Из архивных документов по новому "Совету":

Штат на 24.03.1962 г.:
Капитан-механик - 1 чел. (оклад 152 руб.); капитан-дублер – 1-й помощник механика – 1 чел. (оклад 127 руб.); капитан-дублер – 2-й помощник механика – 1 чел. (оклад 124 руб.); моторист-рулевой – 3 чел. (оклад 80 руб.); матрос 1 класса – 3 чел. (оклад 60 руб.).
Распоряжение № 492 начальника ВРП Н. Бахтина от 4 октября 1962 г: в связи с переводом теплохода «Совет» на линию «Волгоград – Краснослободск», разрешается ввести в штат судна на время работы на указанной линии 4-ю смену команды.

Сравнительные характеристики т/х "Совет" и других судов Волгоградского (Сталинградского) РП 1950-е - 1960-е годы

Значение Теплоход "Совет" до 1957 г. ("Старый "Совет") Теплоход "Совет" с 1958 г. ("Новый "Совет") проект местного КБ Теплоходы "Мир", "Родина", "Победа" проект местного КБ Теплоходы 544 проекта (тип "М", "ПТ") Теплоходы 780 проекта (тип "ОМ")
Завод-строитель Завод "Теплоход", г. Бор, Нижегородская губерния Сталинградские судоремонтные мастерские, г. Краснослободск Сталинградские судоремонтные мастерские, г. Краснослободск Московский ССРЗ, Херсонский ССЗ им. Коминтерна Московский ССРЗ
Год постройки 1914 1958 1952-1954 1948-1960 1950-1968
Материал надстройки Дерево, в районе МО - металл Металл Металл Металл Металл
Материал корпуса Металл Металл Металл Металл Металл
Способ соединения элементов корпуса Клепки Сварка Сварка Сварка Сварка
К-во пассажирских салонов (открытых палуб) 2 (2) 2 (2) 2 (2) 2 (2) 4 (нет); 3 (1)
Пассажировместимость, чел. 250 250 123 143 (132 для "ПТ") 232
Главный двигатель 2 х "Болиндер" (2 х 3Д6 после модернизации) 2 х 3Д6 3Д6 3Д6 (6ЧСП18) 2 х 3Д6 (2 х 6ЧСП18)
Мощность ГД, л.с. 300 (2 х 3Д6) 300 150 150 (190) 300 (380)
Конструкт. ДЛИННА, м. н.д. 35 23 24,8 40,6
Конструкт. ШИРИНА, м. 6,84 5,3 4,4 4,45 6
Конструкт. ВЫС. БОРТА, м. н.д. 1,5 1,4 1,4 2,5
Габаритн. ДЛИННА, м. 40,1 н.д. н.д. 27,25 42,57
Габаритн. ШИРИНА, м. 7,15 н.д. н.д. 4,8 7,12
Габаритн. ВЫС. БОРТА, м. 1,98 н.д. н.д. н.д. н.д.
Доковый вес судна, т н.д. 48 30 35 148,5
Скорость хода, км/ч н.д. 22 18 19 20


___//___

1 комментарий:

  1. Вот эти суда тоже строились в Краснослободске http://fleetphoto.ru/projects/2551/

    ОтветитьУдалить