"Дебаркадер-120"---------------------------------
проект: без проекта
порт приписки: Сталинград, затем Волгоград
тип: грузопассажирский дебаркадер (стоечное судно);
место постройки: Верфь им. Володарского (Рыбинск);
место переоборудования: Владимировский СРЗ (Владимировка, ныне Ахтубинск);
год постройки: 1929-1931 (точный год неизвестен);
годы переоборудования: 1951-1952;
материал корпуса: железобетон;
материал надстройки: дерево;
водоизмещение, т: 2580;
длина, м: 85;
ширина, м: 20;
к-во груза, т: 800;
число пассажиров, чел: 500.
Местоположение: Красноармейский затон, берег у поселка Сухой Док.
ФОТОАЛЬБОМ
Местоположение на карте Гугл
"Дебаркадер-120" до модернизации. 1940-е годы *
Павильон билетных касс *
Сталинградский речной вокзал в эпизоде кинофильма "Леон Гаррос ищет друга"
Остов павильона билетных касс после пожара. 1964 год *
Таким был "Дебаркадер-120" незадолго до обрушения надстройки **
Современное состояние "Дебаркадера-120". Фото Виктора Коваля
Примечание к фотографиям: * - автор снимка неизвестен; ** - скриншот любительской видеозаписи Сергея Купцова
__________________________________________________________________________________
Скачать текст в формате word (docx)
___//___
проект: без проекта
порт приписки: Сталинград, затем Волгоград
тип: грузопассажирский дебаркадер (стоечное судно);
место постройки: Верфь им. Володарского (Рыбинск);
место переоборудования: Владимировский СРЗ (Владимировка, ныне Ахтубинск);
год постройки: 1929-1931 (точный год неизвестен);
годы переоборудования: 1951-1952;
материал корпуса: железобетон;
материал надстройки: дерево;
водоизмещение, т: 2580;
длина, м: 85;
ширина, м: 20;
к-во груза, т: 800;
число пассажиров, чел: 500.
Местоположение: Красноармейский затон, берег у поселка Сухой Док.
ФОТОАЛЬБОМ
Местоположение на карте Гугл
"Дебаркадер-120" до модернизации. 1940-е годы *
Снимок Люфтваффе, на котором "Дебаркадер-120" - второй снизу. Август 1942 г.
Павильон билетных касс *
Сталинградский речной вокзал в эпизоде кинофильма "Леон Гаррос ищет друга"
Остов павильона билетных касс после пожара. 1964 год *
Таким был "Дебаркадер-120" незадолго до обрушения надстройки **
Современное состояние "Дебаркадера-120". Фото Виктора Коваля
Примечание к фотографиям: * - автор снимка неизвестен; ** - скриншот любительской видеозаписи Сергея Купцова
__________________________________________________________________________________
Главная
городская пристань была построена на рубеже 20-х и 30-х годов прошлого столетия
в волжском городе Рыбинск. Представляла она собой железобетонный понтон 85 на
20 метров, вместимостью грузов до 800 тон, и пассажиров до 500 человек, с
деревянной двухпалубной надстройкой без каких либо архитектурных изысков. Это
были самые большие грузопассажирские пристани на Волге. Всего, подобных
пристаней (правильным будет термин "дебаркадер"), в волжские воды
спустили порядка 20 штук. И лишь считанные единицы из них дожили до конца 20
века. Пристань нашего города - одна из них.
.
Большой
речной дебаркадер тех лет можно сравнить с домом, поставленным на герметичный,
плавучий фундамент. Толщина железобетонных стенок и днища рыбинских гигантов
составляла 50-55 миллиметров, а прочность и непотопляемость обеспечивалась
десятками отсеков, на которые перегородками делился внутренний объем корпуса. Железобетонные
перегородки были несколько тоньше. К слову говоря, ремонт пробоин подобных
стоечных судов был элементарен - достаточно было очистить и увлажнить место
ремонта, и основательно заделать его цементным раствором.
.
.
Перед
самым началом Сталинградской битвы, от "Дебаркадера-120" (имя
собственное данной пристани), и от соседних пристаней отходили пароходы с
эвакуируемыми жителями Сталинграда и ранеными красноармейцами.
.
.
Из книги "Речники в
Сталинградской битве": ... "На третьем участке порта во время
бомбежки возник пожар, загорелся грузовой дебаркадер, а затем огонь перекинулся
на другое судно. И.М. Трофимов, шкипер
дебаркадера №120 где размещался речной вокзал, с усилением ветра, дувшего с
правого берега в сторону реки, отдал швартовы и открыл стопор якорной цепи.
Судно стало сплывать по течению, и одновременно дрейфовать к левому берегу.
Разорвавшиеся вблизи бомбы не причинили судну большого вреда. Под действием
течения и ветра дебаркадер вынесло из опасной зоны к песчаному берегу Голодного
острова."
.
.
После
войны "Дебаркадер-120" вернулся на прежнее место, и как до войны,
стал провожать и встречать и провожать речных пассажиров, а так же принимать и
отправлять почту и багаж. На двух ярусах надстройки, кроме структур,
непосредственно занятых в обслуживании грузопассажирских рейсов, обосновывались
и иные структуры. Жизнь входила в привычную колею...
.
.
Из документов Государственного
архива Волгоградской области (приказы начальника порта от 07.08.1948 года):
"В целях обустройства благоустроенной набережной в центре города, и
ликвидации захламленности приказываю: перевести спасательную станцию из
землянки на Дебаркадер №120 транзитного вокзала." ... "Приказываю
принять меры для скорейшей ликвидации аварии с транзитным вокзалом №120 (причина
аварии заключалась в посадке дебаркадера на останки затонувшей во время войны баржи,
в результате чего образовалась значительная пробоина)." ... "Сделать
центральные мосты с дебаркадера на берег (исполнитель Лашин). Очистить
акваторию на месте стоянки вокзала на ширину 200 метров в стрежень (исполнитель
Лашин). Изыскать сваю длинной 13 метров
(исполнитель Крюков). Изыскать труб для водопровода диаметром 50 мм общей
длинной 200 метров. За подписью начальника транзитного вокзала Лашина...
.
.
В
конце 1940-х - начале 1950-х годов в Сталинграде проводилась масштабное
восстановление центральной набережной, и было принято решение о модернизации
"Дебаркадера-120". Старую надстройку разобрали на дрова, а вместо
нее, поверх старого железобетона, на Владимировском судоремонтном заводе (ныне
судоремонтный завод в Ахтубинске) возвели надстройку новую, в стилистике
сталинского ампира. А на берегу построили деревянный, украшенный колоннадой и
высоким шпилем павильон билетных касс. Реновация производилась по
индивидуальному проекту.
.
.
Из
документов Государственного архива Волгоградской области (приказ начальника
порта от 06.03.1952 года): "Диспетчера Сталинградского порта, Гуляева
Михаила Васильевича, командировать во Владимировский судоремзавод с 7 марта
1952 года для наблюдения за переоборудованием Вокзала №120".
.
.
При
возведении павильона, строители учли подъем уровня воды во время паводка - в
половодье под водой оказывалась прилегающая к зданию площадка над урезом воды,
и лестницы, ведущие от павильона на берег.
.
.
Комплекс
причала №9, куда входил 120-й дебаркадер и павильон билетных касс вписался в
ансамбль новой набережной Сталинграда чрезвычайно гармонично. Являясь
архитектурной изюминкой этой части городского берега, в это же время дебаркадер
и береговой павильон пространство не стесняли, и панорамному обзору с верхней
террасы не препятствовали. В теплый сезон от реки Пионерки и до "Стенки
Родимцева" запускалось движение детской железной дороги. Путь для
миниатюрных паровозов и вагонов пролегал мимо деревянного павильона,
практически вплотную к его фасаду.
.
.
В
конце 1950-х годов в Сталинграде проходили съемки нескольких эпизодов
кинофильма "Леон Гаррос ищет друга", с Юрием Беловым и Татьяной
Самойловой в главных ролях. Один эпизод снимался внутри павильона билетных
касс, и вблизи него. Замечателен кадр, когда герой Юрия Белова с восторгом
рассказывает своим французским друзьям о том, насколько незабываемы путешествия
по Волге в качестве пассажира белоснежного, комфортабельного теплохода. В это
время, за спиной Белова виден роскошный фасад огромной пристани, перерожденного
недавно "Дебаркадера-120"...
.
.
Ученые,
актеры, видные политические деятели - кого только не видел
"Дебаркадер-120" в годы послевоенного расцвета. Подобно тому, как
театр начинается с вешалки, впечатление
пассажира или туриста о городе как правило начиналось с вокзала. А в
Сталинграде был один из самых красивых речных вокзалов в СССР, хоть и созданный
в принятой в те времена стилистике, но в то же время ни на какой другой не
похожий.
.
.
В
1964 году, в результате короткого замыкания, был серьезно поврежден пожаром
павильон билетных касс. Почти полностью выгорела его центральная часть, и было
решено павильон не восстанавливать. К этому времени, Волгоградским речным
портом были получены несколько новых, больших дебаркадеров, построенных на
Городецкой верфи. Правда, эти пристани были несколько меньших размеров, длинной
65 метров, против 85 у "Дебаркадера-120". Портовые подразделения,
оставшиеся после пожара без крыши над головой, расквартировали на этих
пристанях... Шли годы. В разное время, "Дебаркадер-120" красили
по-разному: если после реновации во Владимировке цвет надстройки был
светло-бирюзовым с белыми оконными рамами, перилами и колоннами, то к середине
1970-х годов, привычным цветом 120-го был зеленый.
.
.
Когда
заканчивалась навигация, суда местного флота вставали на зимовку в затоны.
Постоянным местом межнавигационного отстоя "Дебаркадера-120", о чем
можно сделать вывод по архивным документам послевоенного периода, был
Красноармейский затон. Огромную пристань закрывали на замки, буксировали на
самый юг города, и обогнув маяк, заводили вглубь затона, под бок
Красноармейского судоремзавода.
.
.
Из документов Государственного архива
Волгоградской области (приказ начальника порта от 09.11.1949 года), согласно
которому "Дебаркадеру-120" отведено место для зимнего отстоя рядом с
Красноармейским СРЗ (в документе значится как "завод"), в
Красноармейском затоне.
.
.
После
середины 1970-х годов главную городскую пристань из-за ветхости списали с
пассажирской работы, и через какое-то время она перестала покидать пределы
Красноармейского затона. Там ее стали использовать в качестве склада. В зале
ожидания зашили окна. В ходе ремонтов протекающей кровли, с пристани
демонтировали треугольный фронтон, башенку в центре крыши, и мачту-флагшток. В
результате данных метаморфоз, на финишной прямой своей службы, "Вокзал
№120" стал походить на ту самую, лишенную архитектурного лоска рыбинскую
пристань, коей он был до 1952 года...
.
.
Финал больших деревянных пристаней всегда
один. Ориентировочно в конце 1990-х годов, у "Дебаркадера-120"
сгорела, или обрушилась из-за ветхости надстройка. В скором времени после
этого, охотники за металлоломом демонтировали и утащили огромные кнехты и
шпили. Сегодня, "Дебаркадер-120" находится на привычном для себя
месте, под боком у так называемого Красноармейского судоремонтного завода,
рядом с поселком Сухой Док. Местные ловят с него рыбу. Под бетонным днищем оказалась
не ровная поверхность, а выпуклости и впадины, из-за чего корпус постепенно
сломался в нескольких местах, и теперь плотно облегает нюансы рельефа
местности. В палубе и бортах зияют отверстия... Находясь рядом с "Дебаркадером-120"
понимаешь что он впечатляюще огромен, даже в том виде, в котором он существует
сейчас. Если закрыть глаза, можно
представить другую картину - величественная пристань встречает гостей города, а
люди с ее балконов наслаждаются видами Волги, и набережной возрожденного из
пепла города...
Виктор Коваль
Виктор Коваль
Скачать текст в формате word (docx)
___//___
Комментариев нет:
Отправить комментарий