пятница, 5 мая 2017 г.

Трамваи для советских рек. Часть 1. 
--------------------------------------
Посвящается ушедшему в прошлое флоту волгоградских "Москвичей", и всем тем,
кто на нем работал... (статья опубликована мной на "Инфофлотфоруме" в 2011 году; для публикации в "Речном транспорте Волгограда" исправлена и дополнена).

М-36 и М-70 на промежуточной стоянке у входа в Волго-Донской судоходный канал. Суда следуют через Сталинград транзитом, в порты приписки Ростов-на-Дону и Лиски соответственно. 2-я половина 1950-х. Фото из коллекции Сергея Купцова.

 Введение

После окончания Великой Отечественной Войны, СССР взял курс на масштабное восстановление разрушенного хозяйства. Восстающей из пепла стране требовалось большое количество грузовиков, локомотивов, грузовых и пассажирских речных и морских судов. На речной транспорт возлагались особенные надежды. И не удивительно. Сухопутная инфраструктура местами еще восстанавливалась, а реки уже были готовы для перевозки людей и самых разнообразных грузов.

До войны на реках РСФСР работало некоторое количество небольших пассажирских судов, так называемых "речных трамваев". Дореволюционные и периода индустриализации, российских, финских и советских заводов, зачастую с деревянными корпусами и надстройками. Пассажировместимость "речных трамваев" колебалась от менее чем 100 человек, и до почти 250. Основной проблемой деревянных элементов судов была их уязвимость перед неминуемым гниением. И не смотря на то, что ремонт этих судов был прост (снимали подгнившие доски, на их место набили новые, после чего корпус или часть его конопатили и смолили), металлические суда все активнее вытесняли с рек архаичные "деревяшки"...

На Ялтинской конференции 1945 года были определены формы и размеры репараций, по которым Советскому Союзу полагалась компенсация утраченного имущества. Согласно этим репарациям, в ближайшие послевоенные месяцы и годы, преимущественно на реки Центральной России из Германии, и стран-союзников фашистского режима прибыли сотни судов различного водоизмещения и предназначения. Паровые и дизельные буксиры и разъездные катера, самоходные и несамоходные баржи, пассажирские пароходы и теплоходы обрели свой новый дом. Благодаря высокому качеству металла и механизмов, многие из "иностранцев" проработали в советских акваториях несколько десятилетий, а отдельные экземпляры дожили и до наших дней.

В 1946 - 1947 годах, по заказу Министерства речного флота СССР ленинградским ЦТКБ был разработан проект двухпалубного пассажирского теплохода для местных линий. Изначальный проект получил обозначение 515, и во многом опирался на компоновку довоенных судов, но надстройка уже была цельнометаллической, а в дизайне стали "звучать" плавные линии и обтекаемые формы. Но судно вышло неказистым, и по этим, или каким-то техническим причинам, проект отправили на доработку. Обновленный "Москвич" получил новое цифровое обозначение проекта - 544. В 1948 году началась подготовка к крупносерийной постройке новых "Москвичей", а в 1949 году на воду спустили первое судно - М-21.

М-28 544 проекта на стапеле Московского ССЗ. Фото из архива МРП.

М-47 на Москве-Реке. Примерно 1955 год. Автор фото неизвестен.

М-74 Сталинградского (позже Волгоградского) РП катает по Волге гостей Сталинграда. 1950-е. Источник: Государственный архив Волгоградской области.

Основные характеристики
(из «Речной справочной книжки») 

Назначение судна:    
Городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния 
Класс Речного Регистра и район плавания: «Р». 
Размеры судна габаритные, м: 
  длина: 27,25 
  ширина: 4,8 
  высота от основной линии: 5,09 
Водоизмещение судна с полным грузом, т:   53,1 
Средняя осадка при водоизмещении 53,1, м: 0,9 
Пассажировместимость, чел: 132 – 145 
Автономность, сут.: 3  
Скорость на глубокой воде, км/ч: 19 
К-во водонепроницаемых переборок:
Главный двигатель: 6ЧСП 15/18* 
   (3Д6*) 
   6ЧСП 18/22 
   6L160PNS 
Номинальная мощность*, э.л.с.: 150 
Дистанционное управление: механическое, тросиковая проводка 
Движитель: четырёхлопастный гребной винт диаметром 0,8 м 
Запас дизтоплива / масла, тонн: 2,3 / 0,2 
Полностью ТХ по пр.544 и другим отечественным речным судам

приведены  здесь:  http://russrivership.ru/page/vvedenie

Конструкция

Проекции судна
Продольный разрез
План трюма
Общее расположение механизмов и узлов МО

Корпус теплохода выполнен по поперечной системе набора из листов толщиной 3—4мм,
металлическая надстройка полуутоплена в корпус; внутри надстройки в носу и корме расположены мягкие диваны с обивкой из дерматина; на палубе надстройки установлены жесткие диваны из сосны на сваренном из труб каркасе. Компоновка судна определяется двумя закрытыми пассажирскими салонами, расположенными в нос и в корму от центрального «острова» надстройки. Выше закрытых салонов находятся открытые палубы, что предопределяет преимущественно летнее использование судна. Уровень пола в салонах находится ниже уровня ватерлинии. Оконные рамы выполнены из лакированного дерева. Поднимаемое вверх окно скользит по металлическим направляющим и фиксируется в открытом положении специальными подпружиненными шпингалетами. Для увеличения площади остекления салонов, над поднимаемыми прямоугольными окнами в стенки надстройки вмонтированы округлые окна меньшей площади. Аналогичные окна-гильотины применялись и на наземном транспорте, например в конструкциях автобусов ЗиС-154 и ЗиС-155, троллейбусов МТБ-2 и трамваев МТВ-82...

Оригинальный кормовой салон теплохода пр. 544 московской постройки. Потолочные молдинги смонтированы в виде двух литер "М", соединяющихся вершинами. Источник фото: портал "Водный транспорт".

Изначально теплоходы проекта 544 не имели навеса над кормовой открытой палубой, а выход из салона на открытую площадку в корме никак не огораживался.
Эксплуатация показала и недостаточную пассивную защиту надстройки в виде пары жёстких
вертикальных отбойников, которые на судах первых серий устраивались только по бортам в
районе МО. Позже их наращивали, и устанавливали дополнительные отбойники в корме, а в ряде случаев и в носу.
Центральный «остров» надстройки возвышался над машинным отделением. Потолок МО
одновременно является полом полуоткрытой накопительной площадки, в фальшбортах
накопителя устроены двери и швартовые клюзы. Выше машинного отделения, в центре
накопительной площадки располагается надстройка, частично занятая входной шахтой МО,
кладовой буфета и ходовой рубкой. «Фонарь» рубки первых лет выпуска выполняли из бруса и фанеры, позже вместо древесины стали использовать металл.

Подлинное совершенство

Создатели вложили в облик "Москвичей" изрядную долю талантливых и передовых идей.
Скользните взглядом по линии окон от носа до  кормы аутентичного «Москвича». Элементы
бортов от носа и до кормы соединяются в единый стройный ряд, не разрывающийся от носа до кормы благодаря идентичности форм окон салонов, с формами окон МО и швартовых клюзов средней части надстройки (фото из свободного доступа в интернете, автор неизвестен).


Центральным архитектурным элементом является жёсткое ограждение накопительной площадки с вырезом в фальшбортах особой, лекальной формы, украшенное тройным молдингом, так же подчёркивающим стремительность облика судна. Ходовую рубку венчает обтекаемый остеклённый фонарь со сдвижными боковыми форточками и откидываемым вперёд и вверх лобовым стеклом. В бортах кормовой части надстройки устроен вырез скруглённой формы, переходящий в нижней части в фальшборт кормовой площадки. В своей верхней части кормовая надстройка заканчивается козырьком, предохраняющим курительную зону кормы от солнца и дождя.

В  целом и общем, создателям судов 544 проекта удалось нарисовать и воплотить в металле
удивительно стройный и элегантный теплоход, ставший на долгие десятилетия подлинным
украшением советских рек, и одним из символов эпохи феноменального послевоенного восстановления. Формирующие облик судна линии, плоскости и объёмы во взаимном сочетании создают неповторимый и непревзойдённый образ, ставший классикой транспортного дизайна наряду с крылатыми судами Ростислава Алексеева.

"Москвичи" катают пассажиров по Москве-Реке. 1958 год. Автор Schroter, Wolfgang G.

"Москвичи" на фотографиях Жака Дюпакье. 1956 год



"Москвичи" на фотографиях Семена Фридлянда


Судостроительные предприятия 

Московский ССЗ: тип «М» (пр.544), строительство судов для  обеспечения потребностей 
Европейской части РСФСР;  
Самусьский ССЗ: тип «ПТ» (пр.544), строительство судов для обеспечения потребностей 
Сибирского региона РСФСР; 
Тюменский ССЗ: тип «Т» (пр.544), строительство судов для обеспечения потребностей 
Сибирского региона РСФСР; 
Херсонский ССЗ: тип «ПТ» (пр.544), строительство судов для обеспечения потребностей 
Украинской ССР; 
Листвянский ССЗ: тип «ПТ» (пр.544), строительство судов для обеспечения потребностей 
Байкальского региона РСФСР; 
Благовещенский ССЗ: (пр.544), строительство судов для обеспечения потребностей 
Дальневосточного региона РСФСР; 
Бобруйский СРЗ: (пр.544 (мелкосидящая модификация)) строительство судов для работы на 
мелководных водоёмах Украины, Белоруссии и Прибалтики; 
Каунасский СРЗ: (пр.544 (обычная и мелкосидящая модификации)) строительство судов для 
работы на водоемах Белоруссии и Прибалтики. 


ПТ-85 херсонской (УССР) постройки на реке Урал. Автор Николай Шергилов

ПТ-215 на Днепре. 1964 год. Автор Жак Дюпакье

Большая часть предприятий строила суда 544 проекта, мало чем отличимые от первых 
«Москвичей». Однако, суровый нрав рек Сибири и Дальнего Востока заставил внести в 
конструкцию изменения – места подъёмных окон в салонов заваривались, и устанавливались иллюминаторы. 
Вскоре на базе стандартного теплохода, была разработана модификация для малых рек. Производство мелкосидящих «Москвичей» было освоено на реке Березина, на Бобруйском судоремонтном заводе. Мелкосидящие 544-е так же строил Каунасский СРЗ.
-------------------------------------------------
Приложения:


(продолжение следует)

___//___

Комментариев нет:

Отправить комментарий