суббота, 6 мая 2017 г.

Трамваи для советских рек. Часть 2. 
--------------------------------------
Посвящается ушедшему в прошлое флоту волгоградских "Москвичей", и всем тем,
кто на нем работал... 

М-208 в камере Шлюза №1 ВДСК. На борту гости Сталинграда. Середина-конец 1950-х. Из личной коллекции.

М-208 в одном и том же Шлюзе №1, но в разные годы: фото справа более позднее, так как в леерном ограждении уже врезана дверь. 1950-е. Фото из личной коллекции.

Флотилия "Москвичей" в камере шлюза на ВДСК. Прогулочные рейсы "на канал" пользовались огромной популярностью. Фото из архива ТАСС.

Органы охраны порядка, на купание пассажиров в камере шлюза закрывали глаза. Источник фото: Государственный архив Волгоградской области.

За новыми теплоходами на новой судоходной артерии массово наблюдали и с суши. 1950-е. Фото Семена Фридлянда

Теплоходы "Москвич" на "Волго-Доне". 1952 год. Фотографии Семена Фридлянда



"Москвичи" на Волго-Доне. Фото из личной коллекции. Автор неизвестен.

М-74 заходит в канал. Примерно 1962 год. Источник фото: Государственный архив Волгоградской области.

М-79 у маяка. Примерно 1972 год. Источник фото: портал "Водный транспорт".

Теплоход "Москвич" у дебаркадера с шатрами. Сталинград, середина 1950-х. Перед "Москвичом" стоят репарационные самоходная баржа, и пароход "Сатурн".

Теплоход 544 проекта подходит к дебаркадеру местного речного вокзала Волгограда. Ориентировочно 1-я половина 1960-х. Фото из личной коллекции.

Теплоходы М-73, ПТ-46 и М-74 (слева на право) у дебаркадера местного речного вокзала Волгограда. Справа - вдали ОМ-451. Начало 1970-х. Фото из личной коллекции. Автор неизвестен.

Перечень судов 544 проекта с припиской к порту Волгоград (поставки в советский период, данные портала "Водный транспорт")

Московская (РСФСР) постройка 

М-49 (строительный № С-61, регистровый № 127732); построен в 1950 г.; с постройки работал в Сталинграде / Волгограде. В 1992 г. продан без смены приписки. С 2003 г. называется "Глазурь". Частный собственник. Продается. 

М-54 (строительный № С-66, регистровый № ---); построен в 1951г.; с постройки работал в Москве, далее в Ростове-на-Дону. Не позднее 1960 г. передан в Сталинград. Списан в Волгограде в 1980 г., утилизирован.

М-56 (строительный № С-68, регистровый № ---); построен в 1951г.; с постройки работал в Москве, далее в Ростове-на-Дону. Не позднее 1960 г. передан в Сталинград. Списан в Волгограде, утилизирован

М-58 (строительный № С-70, регистровый № 127741); построен в 1951г.; с постройки работал в Москве, далее в Ростове-на-Дону. Не позднее 1960 г. передан в Сталинград. Списан в Волгограде, утилизирован. 

М-68 (строительный № С-80, регистровый № 127756); построен в 1951г.; с постройки работал в Сталинграде / Волгограде. В 1992 года продан в Самару. Модернизирован, с 2001 года называется "Баргузин". Частный собственник. 

М-73 (строительный № С-85, регистровый № ---); построен в 1951г.; с постройки работал в 
Сталинграде / Волгограде. В 1970-е обслуживал линию "Красный Октябрь - Пляж". В начале 1990-х продан, капитально отремонтирован. Замечен в Волгограде до 1993 года под названием М-73 "Мария". Далее следы судна теряются. 

М-74 (строительный № С-86, регистровый № 127837); построен в 1951г.; с постройки работал в Сталинграде / Волгограде. В 1980-е обслуживал линию "Красный Октябрь - Пляж". В 1998 году продан в Московский регион. С 2003 года называется "Светлана". Состояние - незавершенная модернизация. Муниципальный собственник. Продается. 

М-79 (строительный № С-91, регистровый № 127843); построен в 1952г.; с постройки работал в Сталинграде / Волгограде. Судьба судна не установлена. 

М-208 (строительный № С-220, регистровый № 128076); построен в 1956г.; с постройки работет в Сталинграде / Волгограде. Служебный теплоход. Собственник ООО "Пассажирский порт Волгоград".

Херсонская (УССР) постройка 

ПТ-45 (строительный № 45, регистровый № 009304); построен в 1952 г.; с постройки работал в Сталинграде / Волгограде. В 1994 года продан в Самару. Модернизирован, с 2003 года называется "Бриг". Частный собственник. 

ПТ-46 (строительный № 46, регистровый № 009305); построен в 1952 г.; с постройки работал в Сталинграде / Волгограде. В 1998 года продан без смены приписки. С 2003 года называется 
"Монтажник". Собственник ОАО «ВФ Нефтезаводмонтаж». 

ПТ-88 (строительный № 88, регистровый № 022078); построен в 1954 г.; с постройки работал в Сталинграде / Волгограде. В 1992 года продан со сменой приписки на Астрахань. Собственники после 1992 года «Астраханское ПТУ №18», «Ахтубинское ПТУ №16». Списан, утилизирован.
  
ПТ-188 (строительный № 188, регистровый № 085104); построен в 1957 г.; с постройки работал в Сталинграде / Волгограде. В 2002 году продан без смены приписки собственнику ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка». В 2014 году продан частному лицу со сменой приписки на Лиски.

ПТ-190 (строительный № 190, регистровый № ---); построен в 1957 г.; с постройки работал в 
Сталинграде / Волгограде. Списан, утилизирован. 

ПТ-191 (строительный № 191, регистровый № 008792); построен в 1957 г.; с постройки работал в Сталинграде / Волгограде. В 90-е годы продан со сменой приписки на Самару. Модернизирован, с 2013 года называется "Сокол". Частный собственник

Моменты истории (из приказов, актов и списков)

Приказ от 8 сентября 1962 г.: теплоходам М-49, М-54, ПТ-46 заменить двигатели 3Д6 (150 л.с) на Шкода 160 (190 л.с) .

1962 год (из приказов): утвердить на все суда проекта 544 штат 7 человек, кроме М-73 (6 человек). 

1965 год (из приказов): на экскурсионных линиях закрепить т/х М-58, М-74 (вместе с ВТ-68 и ВТУ-322). 

1973 год. Список капитанов-наставников на т/х 544 проекта: 
Аникеев И.И.: М-49; 
Матвеев В.К.: М-54; 
Шлычков А.З.: М-56; 
Старостин П.А.: М-58; 
Полушкин В.И.: М-68; 
Калишин С.А.: М-73; 
Абдулин Х.А.: М-74; 
Аршинов А.Я.: М-79; 
Лебедев Л.С.: М-208; 
Ломов П.К.: ПТ-45; 
Юросов В.Н.: ПТ-46; 
Подрезов Г.В.: ПТ-88; 
Никляев П.А.: ПТ-188: 
Курпеков И.А.: ПТ-190; 
Климов А.А.: ПТ-191. 

1975 год (из приказов): в расследовании и ликвидации последствий аварии т/х "Сормовский-26" в Каменном Яру был задействован т/х М-208. Экипаж выполнял работы в течении недели, не глядя на переработки по времени. Премировать капитана-механика Лебедева Л.С. и рулевого-моториста Дербенцева А.Н.

1975 год. Закрепление судов на маршрутах: 
Волгоград - Шлюз №2: М-74; 
Волгоград - Волжский: М-49; ПТ-88; 
Тракторная - Рыборазвод: М-54; 
Красный Октябрь - Турбаза Облсовтура: ПТ-45 (вместе с ВТ-123); 
Волгоград - Центральный пляж: М-56, М-58, М-68, М-73, М-74, М-79; 
Волгоград - Турбаза Облсовтура: ПТ-190; 
Завод им. Петрова - пляж: ПТ-191 (вместе с М-13); 
Прогулочные линии: М-79 (вместе с т/х "Отдых" и ОМ-451); 
Резерв: ПТ-188, М-73.

1977 год (из отчета): назначением т/х ПТ-88 определить культурное обслуживание плавсостава. 

Из рапорта капитана т/х М-56 Медведева от 10.07.1962 г.: катер М-56 работает на линии Волгоград - Волжский полные сутки. Вечером с 21 часу до 24 часа катер работает в г. Волжский с танцплощадкой, способом толкания. Так как катер работает на участках с экстремальной обстановкой, работать в вечернее время с матросами просто невозможно (имели случаи посадки танцплощадки на мель), прошу временно ввести на катере М-56 штат третьей смены рулевого-моториста с сохранением штата 2-х матросов. Имеющиеся 2 смены рулевых-мотористов отказываются работать, так как после смены не могут попасть домой, и находятся на судне по 24 часа (фактическое рабочее время составляет 19 часов 30 минут). На основании вышеизложенного, с целью обеспечения безопасности, прошу ввести на катере М-56 третью смену моториста-рулевого... 

М-58 в Калаче-на-Дону. 1952 год. Источник: портал "Водный транспорт".

М-54 на траверзе Центральной набережной. Конец 1950-х. Фото из личной коллекции

Зачастую "Москвичи" катали по воде важных гостей города, в том числе и иностранцев. Фотографии разных лет, из личной коллекции, и Государственного архива Волгоградской области.




Боковой вид М-74 по состоянию на конец 1980-х.

Вместо эпилога

Причальный понтон Краснооктябрьского пляжа находился чуть ниже опор ЛЭП, и представлял собой две соединенные между собой трубы с заглушенными торцами, над которыми 
располагалась дощатая площадка. Семичасовой рейс в город ожидало довольно много людей, 
среди которых были старики-рыбаки с большущими рюкзаками, бывшими когда-то зеленого цвета, но за годы выгоревшими на солнце до оттенков от бледно-зеленого, до слоновой кости. Основная масса среди толпящихся на понтоне, и на мостике между берегом и понтоном - это накупавшиеся и разморенные солнцем люди самых разных возрастов. Некоторые из них возвращаются домой с питомцами. У части из них завидный, почти курортный загар. Пришедшие к пристани раньше остальных, время от времени бросали взгляд через Волгу, отыскивая на фоне берега завода "Красный Октябрь" маленький белесый силуэт катера, идущего вниз по течению. Вот он прошел под тремя огромными заводскими градирнями, вот он достиг красного бакена, и исчез... Да нет же, с судном все в порядке. Просто "Москвич" развернулся носом на левый берег, на наш маленький понтон, и его силуэт уменьшившись, совсем слился с фоном. Скрытности трамвайчику добавляло вечернее солнце, против которого были направлены взгляды ожидающих теплоход людей. Спустя несколько минут, наблюдаемое в анфас приближающееся судно было не только хорошо видно, но и отчетливо слышно. До ушей доносился плеск вспарываемой носом воды, которая взметнувшись над поверхностью сразу же падала вниз, отражаясь от широких развалов носовой оконечности. На участке реки прямо напротив понтона был перекат, и волна над ним всегда была выше, чем обычно - ошметки волн осыпались справа и слева от носа катера обильнее и жестче. Течение сносило "Москвич" ниже, но капитан доворотами штурвала держал нос судна на понтон. В какой-то момент, бурун под носом катера стал успокаиваться - "М-74" сбавил ход, в районе дверей 
накопительной площадки запрыгала петля чалки, и показалась скуластая физиономия матроса, 
поигрывающего в зубах сигареткой без фильтра. Трамвайчик сбросил ход на самый малый, мимо нас медленно проплыл бело-синий нос судна и ряд окон носового салона, занавешенного желтыми шторками, и сто раз крашенные темно-красные спаскруги, висящие снаружи лееров. Из открытого окна машинного отделения донеслось стихнувшее было стрекотание 3Д6, но двигатель вдруг застучал быстрее - это капитан включил на несколько секунд задний ход, сбрасывая скорость судна для полной остановки. Донесся сладкий запах солярки. Брезентовый тент кормовой палубы, побеспокоенный порывом ветра, застучал по металлическому каркасу. Между бортом катера и понтоном бесилась волна, словно протестуя против того, что ее бесцеремонно зажимают меж двух стальных предметов. Матрос ловко накинул чалку на крюк, приваренный к каркасу понтона, после чего щелкнул дверной запор и двери со скрипом распахнулись. Прежде чем остановиться окончательно, "трамвайчик" навалился на отслужившее свое колеса (на флоте называются кранцами), и те покорно пискнули. В следующее мгновение, из специальной ниши под рулевой рубкой был извлечен деревянный трап, и брошен одним концом на понтон. 

На берег вышло несколько человек из ночников-рыбаков, ну и может быть кто-то из критских, 
едущих на хутор Бобров. По сложившейся традиции, дед, баба, мама, брат и я пошли в кормовой салон, в который вела крутая лестница меж поручней с потертым хромом. По судну прокатывалась рябь вибрации от работающего дизеля, стекла в оконных рамах покорно отвечали дребезжанием. 
Потолок салона был белым, стенки под окнами были зелеными, а полы были красно-коричневыми. Мы устроились на пухлые дерматиновые диваны в конце салона, я расположился у окна. Во рту и носу держался особый привкус речной воды, которую не смотря на предупреждения взрослых, все же иногда приходилось сглатывать. Баба Тоня прикрыла полукруглый, прикрученный под окном столик газеткой, на который выложила соль в спичечном коробке, хлеб, подтаявшую на жаре колбаску, вареные яйца, и пару огурчиков. В такие моменты отъезда с пляжа, обычно больше хотелось не есть, а пить, ибо взятая на пляж вода была уже выпита, а новой было взять негде. "Тук-тук" - яичная скорлупа была легко сломана о край столика. В оконном проеме трепыхалась 
брошенная пауком паутина. Волны играли солнечными зайчиками в четырех огромных салонных зеркалах, а ветерок разносил по салону кисловатый запах Волги... 

Дед Виктор быстро справился с половинкой огурца, напоминавшей лодочку, заев его кусочком 
ржаного хлеба, после чего отправился покурить на корму. Курил он одну - две сигареты "Прима" или "Астра" в сутки, и делал это вне поля зрения бабы Тони. Не то, чтобы она не была в курсе, просто деду не хотелось давать лишний повод для упреков. Я поспешил за дедом на кормовую курительную площадку. Данная площадка даже мной, подростком, воспринималась как место довольно тесное, где даже люди среднего роста касались макушками металлического защитного козырька, а пятерым было не разойтись. Дед стоял в у борта, стряхивая пепел за прутья решетки и прищурившись всё думал, думал, думал... О чем? О планах на рыбалку? О травмированной ноге, привычно болевшей уже не одно десятилетие? О мире? О войне? Дед был немногословным человеком, и львиную долю своих дум однажды унес в могилу... 

Волна подкатывала под плоскую корму "Москвича" - кроме плеска волн, крика чаек, слухом 
фиксировалось приглушенное "хлоп - хлоп"... Тут взвыл ревун, означающий скорый отход. Вскоре долетел звук волочения - втащили трап. Потом со скрипом закрыли двери. Вдруг корпус задрожал, заколотился торчащий в центре кормы баллер руля, к верхней части которого была приварена гайка, а из под кормы веером побежала вода. На мгновение показалось, что стоящие и сидящие на корме люди вдруг замолчали, хоть взбунтовавшуюся за кормой воду видели в сотый, или даже тысячный раз. И вот, бортовой привальник посвистывая потащился по измятым колесам-кранцам - наполненный людьми теплоход отошел предпоследним рейсом в Город... 

___//___

Комментариев нет:

Отправить комментарий